?

Log in

Уважаемый Лев!!! я участвовала в Москве в представлениях кинетического искусства в 60-х годах. Я в израиле-уже около 40 лет. Помню как много мне дало соприкосновение с твоим творчеством. Я полагаю что ты мог бы помочь в образовании нового вида котакта между людьми: искусства для развития в массах чувства приближающегося будущего .Научить новыми средствами-(хотя бы и теми что были использованы в те годы-) -рисовать, представлять,играть будущее - готовиться к надвигающемуся скачку эволюции, когда слова будут бессильны для контакта .Нужен театр- как это было на представлении в институте Курчатова, где я участвовала как мим и, отчасти, как психолог. Тогда моё имя было Инна Лунц. Сейчас я фейга Ашлаг, вдова великого каббалиста века,по имени которого называется группа "Бней Барух" под руководсьвом проф. М.Лайтмана- учениика рава Ашлага.см kab.co.il
Счастлива буду если отзовешься.
мы так привыкли к этому разрыву:Тора и мицвот без того, чтобы упоминать их вместе с аба има (гар бины и исраэль саба и твуна(вак бины).Ведь целое жалание, на уровне нешама скажем, начинается с воли высшего (кетер,арих анпин в мире Ацилут), хохма и бина(Аба и Има ацилут -гар бины и Исраэль-саба и Твуна, вак бины) и затем Заир анпин ( тора письменная, мохин, запись о прошлых состояниях) и мицва- малхут мира ацилут, тора устная, то что должно быть воссоздано и обновлено. Дана возможность человеку использовать информацию "сверху вних"- причинно следственное развите и советы тех кто уже постиг-соединился с Творцом "снизу вверх"- т.е. своим намерением вышел из рамок места и времени узкого эго. Задача- каждому стать как Моше, получить мохин-нешама, для которого нужно одеяние ор хасадим -намерение отдачи в чистом сердце, имуна полная. И,далее суметь ракрыть ор хая.ор хаим и, завершив прошлое, начать строить будущее -рождение новых душ. Войти в полный контакт с источником жизни. Играя, доставлять наслаждение Бесконечному, научившись чувству других и во взаимосвязи всех душ.
так часто употребляемые понятия Тора и мицва, Творец и Шхина , Заир анпин и нуква-- пора более раскрыть что кроется за этими привычно пугающими треминами.Ведь нет ничего кроме Творца и Творения.а Тора и мицва(имуна)-наша подпрограмма и зависит напрямую от наших запросов к ней.Выполнив программу.души входят в эти самые Тора и мицва поднимаются к АВИ и ишсут(рав и шалит) и далее.Те Адам -духовный парцуф из 10 сфирот от Арих анпина до малхут ацилут(АРИ) Ракрытие управления добром зависит от правильного запроса к Заир анпин и нуква, Боре и шхина -торы и мицва- в мире Ацилут Будет правильный запрос- будут средства роста и очистки от устаревшего.. Как создать правильный запрос- в этом вся загвоздка-для этого мы вместе: и с книгами и друзьями и учителем .поднять молитву-потребность к жизни: в новых измерениях ценностей, чувств, в цельности желания к Единству.

любовь и трепет

смысловой перевод части письма 6 , 1957г., РБШ
когда "стены сотрясаются" ( расшатываются старые представления) это сопровождается чувством "дин" (суд , переоценка ценностей ,трепет)но это вызывает и необходимость соединиться и вызвать свет "рахамим" (свет средней линии-Торы).В это время раскрывается наука каббала в массах,что образно обозначается как трубление в шофар ("голос трубного рога) Это вызывает трепет( перед ожидаемыми изменениями), но одновременно и способность собраться всему народу и дать ему силы "сделать тшува"( поднять свои помыслы из эгоистическких нужд в духовную потребность единения).
Любящий Творца хочет быть приближенным к нему, не расставаться, суметь доставить Ему удовольствие-это называется "леитхасед им коно" (сделать милость Тому, кто дал тебе жизнь чтобы ты вырос до уровня АДАМ).
для достижения состояния любви нужны две составляющие: цель- это сама действительность,любовь в её сути ,единение и слияние, желание устранить чувство Я перед Творцом . И второе- поддержание этой действительности, чтобы не исчезло чувство любви,а лишь возростало.Для этого нужна правильная подпитка :усиление Веры выше знания и действия ведущие к сближению. И тогда творец даёт "подарок"- раскрытие законов единства вплоть до состояния необусловленной любви (нешама ,выход в мир духовных программ, явное управление)
абзац 32. ... и нет примирения между дающими и получающими частями дух. парцуфа,правой и левой линией, иначе как с помощью средней линии.Это делается благодаря подъёму нижнего с запросом своим к верхнему.Верхний получает свет на масах нижнего -- масах хирик .На масах хирик выходит уровень(кома) -свет хасадим ,кав эмцаи.Этот масах уменьшает ГАР левой стороны и приумножает значимость света хасадим.....
РБШ: масах хирик устранил ГАР хохма и этим сделалось место получить свет хасадим.Ведь пока светил ГАР хохма, это было в противоречии с ор хасадим.Теперь вместо ГАР хохма левая линия использует хасадим и выходит что есть и хасадим и хохма.
Согласно свойству Заир Анпин в нем хохма не может светить без хасадим .(тогда как выше ЗА может светить хохма без хасадим).Хасадим приходят в сосуды отдачи, хохма- в сосуды получения.Левая линия утверждает что главное - использование сосудов получения, в которых светит свет хохма,свет Цели творения. И не согласна получить свет хасадим, который устраняет в ней Гар-значимость света хохма. А правая линия отказывается от ГАР хохма, т.к. этим может вообще устраниться значимость хасадим. И каждая из 2-х линий не хочет, чтобы одна устранила другую и они в разделенности (махлокет)
Завершение этим противоречиям- средняя линия,которая делает исправление(кав эмцаи метекен тикун) наз. МАСАХ ХИРИК.......
Известно,что свыше, с небес, не дают половину, а лишь целое.Т.е когда приходит свет, то приходит ГАР хохма, но с помощью масах хирик пробуждается свойство дин и исчезает свет.И именно благодаря этому становится возможным принять от света хохма -ВАК (а не ГАР.ГАР.ВАК- это значимости. ценностные установки). Тикун кавим- его значение ВАК хохма
Кав эмцаи-средняя линия,включает обе противоположные линии. Но таким образом, что хасадим,которые обычно светят "снизу вверх", теперь светят "сверху вниз".а левая линия- теперь светит "снизу вверх". Т.е. хасадим(снизу вверх) сошлись (нитколелу) с хохма ,которая наз. "сверху вниз". Но !!!!!правая линия не использует эту хохма,просто теперь у правой линии есть выбор (имея хохму предпочесть хасадим-двекут.Тогда как в малом состоянии ,хасадим без хохма. этого выбора ( предпочтения ценностей) у правой линии не было.
Из книги "предисловие к мудрости Истины" , статья "введение в комментарий Сулам" стр.178
исправление линий в 7-м нижних и в Ишсут
абзац 27.первое исправление- опустить диним малхут.притянув свечение хохма и бина АК абзац 28. второе исправление-укрепить парсу.когда малхут спускается с бины то келим АХП должны подняться над парсой и там присоединиться к ступени.
РБШ:"зивуг АБ САГ спускает малхут вниз"- верхний даёт силы нижнему получить ради отдачи,но свет А, хохма,даёт эту силу лишь над парсой.
это благодаря тому. что смешались (нитарву) сосуды паним, что были над парсой с сосудами получающими-ахораим и соединились (нихлелу) между собой.Свечение АБ САГ помогает подняться над парсу лишь сосудам дающим, что соединились с получающими.Т.е в Ацилут поднимаются сосуды ГЭ что нихлелу с АХАП, что приводит к гадлут Ацилут.
абзац 29.Когда сосуды ахап возвращаются в ступень то келим ГЭ, что оставались над парсой -правая линия. а вернувшие в ступень АХАП- левая.
РБШ: АХАП -левая линия. присоединяется к ГЭ и есть у них как бы все келим КХБТМ .но ГЭ -линия правая,остаётся с хасадим и не хочет хохма. На деле- каждый зивуг он на новый авиют и на новые сосуды.Т.Е.ДЕЛАЕТСЯ ЗИВУГ НА ЦЕЛУЮ СТУПЕНЬ ,С КЕЛИМ ХАБД-ХГТ-НЕИ.Новый зивуг- на новые ГЭ и новый АХАП-новая ступень.

темперамент и характер

16.10.11

Фромм. Человек для себя (как  соц. психология сочетается с опытом каббалистов в этом йуди, у которого дед и отец были раввинами. и он смог поэтому оторваться от авторитета Фрейда и подняться до общемировых взглядов не через динамику либидо, жизненной энергии ради продолжения индивида,  а через динамику развития личности,   направленную на единение  рода человечества)

 «В одном человеке представлен весь род человеческий.. он –это «он»  и он –это «все».он уникален, но его индивидуальная личность определяется особенностями человеческого существования, общими всем людям.. Динамизм человеческой истории породил множество дихотомий ,исторических и экзистенциальных.

Основная дихотомия-смерть –жизнь . или как в Коэлете- «стремление к вечности вложил, а понять до конца невозможно

Следует разобраться  в определениях личность темперамент характер.

 Это важно для  теории обучения навыкам солидарности и необходимости формирования среды, кот поможет создать характер и впоследствии творческую свободную личность действующую вместе с себе подобными на благо  созидания Новых  миров.

РБШ и Б.С.  не сосем точны в определениях темперамент и характер. Темперамент- (от латинского)- равновесие заданных сил .

 Характер (от греческого) -способ реагирования   и контакта со средой .

 Характер создаётся  и  меняется и тут главное- среда, создающая ведущую мотивацию в развивающейся личности.

Мудрец сказал : « посеешь  поступок- пожнёшь привычку, посеешь привычку-  пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу»

В статье «хирут»  Б.С. описывает как создаётся личность-индивид: три условия формируют темперамент.мезег.сочетание данных свойств каждого  человека(шореш нешама,определенное сочетание из 22 плюс одна общая-23 хромосомы-желаний, это сочетание проявляется в био- физио - психологическом аспекте плюс соц.условия-заданная среда). Все это еще не делает человека личностью, пока не разовьёт характер- способ связи  с миром и с собой. Характер куда включаются уже, установки, выбор среды для формирования характера в желаемом-  формирующим цель и соответствующим ей направлении

 Фромм описывает  способы реализации  своей возможности стать человеком продуктивным  не в смысле обладания  чем бы то ни было, а  в смысле отдачи.

характер продуктивный  ориентированный направленный на осуществление свой потенции стать АДАМ, служение общей Цели любовь. –воплощение своих сил как Творца

Любовь как деятельность,забота и ответственность..

Суть привлекательности людей в их собственной способности любить. плодотворная любовь несовместима с пассивностью, за сторонним наблюдением. Любить это значить чувствовать ответственность.

Общество  должно быть устроено так, чтобы социальная любящая сущность человека ( которую надо взрастить с пом. походящей среды ) были неотделимы от его жизни в обществе, составляли с ней одно целое.

Вера в любовь как обще-социальное,  а не исключительно индивидуальное явление есть разумная вера,в основе которой –отражение самой сокровенной сущности человека ( из книги  «искусство любить» .  о любви  и  о том что мешает ей

о любви

  5.11.11

 замечательные цитаты на иврите   אריך פרום ויקיציטוט  

из книги «Искусство любить»  Эрих Фромм

«кто ничего не знает – тот ничего не любит.

 кто ничего не умеет-  тот ничего не понимает.

кто ничего не понимает-  тот ничего не стоит.

тот же кто понимает, тот и любит , и наблюдает, и видит

чем больше знания, тем больше любви…»

Знание законов  управления,  ведущих к цели, необходимы каждому, чтобы не навредить  себе и другим.

Конечная цель человечества и каждого из нас- достичь единения, творческой  взаимосвязи, свободы  воли направленной на Общее . Для этого надо научиться совпадать с  ритмом жизни- законом отдачи –получения.

Невозможно любить,  не зная,  как и невозможно  зная  о себе и своей исходной цели, не любить.

Но любовь- чувство единения , это результат, которому надо предварить некое знание.

Этому учит наука о человеке, наука Истины. Каббалисты подчеркивают, что изучение законов природы, законов управления , духовных корней, приводит быстрее к результату-  цельности каждой души  и чувству слитности и любви между душами . 

 Знание даёт силу увидев свою природу себялюбие-  захотеть вырваться из её тисков, а значит выйти из пут времени и места,  и начать жизнь, для которой и был создан человек.

Находясь в среде людей ищущих единства,  знакомясь с тем, что передали нам уже достигшие этого,  мы  впитываем  дополнительные желания и силы, растим  в себе  желание  стать способными любить, давать, создавать новые миры.

 Как  сказано : «сердца каменное», станет «сердцем из плоти» (способное к биению жизни)

Это строится на основе обратной связи, действиях получения- отдачи, сначала в условиях малых групп, затем народа и вплоть до человечества в целом.

Бааль Сулам :« знание –это средство достичь  желания отдачи ( «сердце из плоти»).  Величиной этого желания определяется духовный уровень человека»- его место в Бесконечности.

Из Фромма:

..все попытки любить останутся  тщетными ,пока человек не направит  все свои усилия  на развитие своей личности во всей её целостности.  чтобы выработать в себе установку на продуктивную деятельность ( направленную на пользу Общему)

невозможно получить удовлетворение в любви к одному человеку, если вы не способны любить ближнего вообще, если у вас нет настоящей скромности, мужества,  веры и дисциплинированности

Действительно ли любовь –искусство? Если да- то она требует труда и знаний

статья РБШа  «Имуна- оманут хаим.  Обязан человек учить сын ремеслу- искусству хорошему- имуна» (способу обратной связи с силой жизни- свойству бины  и т.д.)

а. Для большинства проблема любви – как быть любимым, а не как любить самому, быть способным любить(доставлять наслаждение  другой личности)

Малхут  эйн соф   этого хочет: освободиться от необходимости (    зависеть от наслаждения без включения собственной воли), давать наслаждение –любить, соучаствовать в творческой  Игре ,  без пресыщения.

б.Второе предубеждение  стоит за установкой,  что в любви нечему учиться. Принято думать, что любить –просто, а найти достойный объект для любви  или для того чтобы быть любимым – трудно

любовь- разрешение проблемы человеческого существования.(глава 1)

Осознание человеческой разобщенности без воссоединения людей- вот источник стыда ( несовершенства,  ибо творящая сила, совершенство,Цельность есть  -любовь)  И он же источник

чувства вины  и тревоги.

 Самая глубокая  потребность человека – это потребность преодолеть  свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.

Важно дать определение любви- о каком соединении  слиянии идет речь-  мы имеем в виду   зрелое решение проблемы существования, а не те её незрелые формы, которые наз. симбиотической связью

стать человеком

Г. Уэлс «Негасимый огонь" (сказание о совр. Йове, человеке,  у которого всё отбирают  и он в страдании не предаётся ложным теориям, не имея  сил оправдать творца, всё же остаётся верен - и получает всё обратно. Герой романа видит страдания как результат нежелания  обучаться становлению человеком.  Уэлс посвящает произведение всем наставникам и каждому учителю в мире)

 «Огромное  количество человеческой энергии и способностей   были направлены и до сих пор направлены  на дела, ведущие прямо к пустоте и гибели»

( он приводит пример матроса в  боевой субмарине, которого научили нажимать кнопки, без того чтобы понимать последствия)

«Каждый день я смотрю на мир,  тонущий в невежестве, … нам были даны досуг, свобода интеллект, что мы сделали, чтобы предотвратить страдания…»  (это после первой мировой войны и почти такими же словами пишет Фромм после второй мировой)

 «..это борьба против беспорядка,  отказ от покорности, на которую вы согласились, полное отречение от добровольной смерти при жизни….

«Цель и сущность полного реального образования состоит в том, чтобы учить мужчин и женщин битве творца,  учить их началам жизни, рассказать о природе борьбы которую творец проводит через него и вывести всех людей  в общую жизнь к общему усилию вместе с Творцом…

 «Дух Творца должен поднять нас   из хаоса. Человек- это пока лишь возможность, преходящая возможность создания порядка в пустыне».

 «Вы спрашиваете, против чего борется Дух Творца в человеке. Он против тех умственных замешательств этого невежества, которое толкает жизнь в ужасный тупик, с которым

Творец в наших сердцах призывает нас сразиться.

Он взывает  к нам в наших сердцах,  чтобы спасти нас из слепых закоулков эгоизма, темноты  жестокости и боли…

Я хочу видеть этот мир просто лучше образованным, так чтобы везде, где пламя творца могло быть возжено, оно загорелось.. Каждый должен получить образование, каждому должно быть сообщено просто и прямо о прошлой истории земли, о нашем месте во времени  и пространстве, об истиной истории человечества..

Эти знания  хранятся в  перемешанном виде во многих умах и книгах на многих языках… надо …. создать один язык и прочесть одни и те же книги и говорить на нем друг с другом…это трудно но выполнимо-

Когда я предлагаю вам вообразить образованный и обученный мир. вместо этого старого мира ничем несдерживаемых страстей, алчности  и подлого скотства , представить мир. обученный людьми ,( в которых уже светит пламя Творца), вместо мира, оставленного в забвении продажными душами. Я не прошу от вас воображать какие то чудесные изменения в человеческой природе, прошу только предположить, что каждый разум должен получить наибольшее просвещение, вместо прежнего затемненного и отуманенного состояния.

Каждому должен быть представлен верный шанс стать лучшей версией самого себя. Каждый обязан жить в свете  проницательнейшего самонаблюдения  и откровенной взаимной критики…

«…только всемирное обучение духу единства сможет преодолеть импульс раздора….

Возможен огромный рост ощущения счастья от удовлетворенности своим соучастием в единой постижимой общности благодаря тому,  что каждый  знает  свою роль,
 и важную роль, в бессмертной  и всемирной задаче

Уэлс чувствовал, что человечество  или погибнет или будет вынуждено обучаться  объединению   не только,  чтобы выжить, но  чтобы начать истинную жизнь.

Этого желали все мудрые сердцем во все века, их советы  собраны  в одну

методику,  которая сегодня открыта всем. Сама действительность  понуждает  каждого к взрослению и ответственности.  

Бааль Сулам «Те, кто говорят что нет цели творения, правы: нет цели в их себялюбии и эгоизме . Но относительно сотворенных есть цель- достичь со-единения душ-желаний  в  со- творчестве  с творящей силой». Чем быстрее  мы сумеем достичь цельного желания к единству, тем лучше будет и нам и детям и внукам…. Тем безболезненнее будет наше вхождение в   новую реальность, когда «раскроется сокрытое» ….

Пришла пора «ликвидации безграмотности» в отношении цели творения.

И это уже реальность: сегодня начался курс   «Стать человекомלהיות אדם» .


женщинам мира


27.5.2011

женщинам мира

Мир на иврите «олам»- место заполнения. Так создан человек- с потребностью заполнения своего Я, создания своего Мира. Мир каждого меняется в зависимости от изменений   его миро-возрения. Сказано мудрецом: «нет смерти, а лишь изменение угла зрения». Т.е. Я человека ( эго- набор желаний) не умирает, а лишь меняется его установка направление, (эго-изм, ведущий к обособленности пустоте и распаду умирает, и этим человек возрождается к жизни)

 РБШ даёт определение: «Жизнь- когда есть наслаждение…». В человеке развитом это включает и вопросы относительно самого наслаждения: чем?, в какой форме? и для чего? Для одних наслаждение в сохранение чувства Я,самости, любой ценой. Для других, наслаждение в отдаче от своего Я ради общего, ибо хочет наивысшего наслаждения- слияние с Источником жизни.

Женщины мира!! От нашей молитвы, запроса,требования , зависит какой ценой, человечество завершит предыдущие периоды развития. Как скоро  сможет войти  в новый виток миро-ощущения, когда каждый будет испытывать чувство связи всех душ, со-творчество, единство миро-здания .

Наша Молитва - обращение к Творящей силе, создающей все желания и заполняющей их. Пусть поначалу наша молитва будет просьбой о защите, помощи в росте, или из опасения перед угрозой для наших детей, нашего будущего.

Мы просим научиться хотеть того, для чего появились - захотеть стать подобными Творцу. Освободиться от корысти себялюбия, от того что мешает нам выйти за рамки времени и места, держит в путах мелкого мира –воззрения.

 Мы можем просить, чтобы человечество стало взрослым, умным, самостоятельным, знающим пути Управления высшей природы, способным к жизни в Мире Бесконечности.

 Участие в создании цельного сосуда души, потребности, направленной на цель творения и есть молитва, духовное действие. В свою очередь, все действия человека могут стать запросом,молитвой, ведущей в духовный мир.

Сам человек, достигший цельности желаний в направлении блага Общему, называется праведником мира, оправдывающим Цель Творения. Например, молитвы праведниц Дворы и Мирьям, вместе с молитвой Моше приводятся в отрывке Торы где описан переход тростникового моря ,раскрытие ощущения Добра и блага Управления. (Бешалах,15 и афтара Судьи.4)  

 

 

То, что нам пока ещё кажется невозможным, уже на пороге. Вопрос  в том, насколько мы способны измениться и быть готовыми к обновлению Мира.

Давайте молиться о том,

чтобы   все мы захотели обучаться необходимому: знанию цели и законов духовной природы (ашгаха), усилению уверенности (имуна) ,влечению к ожидаемому (ципия ), совпадению с Искомым (аава),

чтобы каждый из нас был способен различать между правдой и ложью и делать выбор в сторону истины,

чтобы были силы и энергия   делать то, что требуется «здесь и сейчас», ради жизни, которая всюду и всегда.

Просить, чтобы наши желания, действия, молитвы (всё что с нами происходит ) не шли «впустую».

Давайте сделаем всё, чтобы усилить веру, чувство и знание, что будущее - в единстве мира

 

Фейга Ашлаг , вдова РБШа, д-р медицины. 27.5.2011

 

 

 

примечание.

В статье под названием «Научить жить в жизни» (Вести. 19.5.11,Окна ,стр.8),

 Иосиф Фейнгенберг,профессор,доктор медицинских наук,руководитель «иерусалимского междисциплинарного семинара»,автор многих книг по образованию говорит:

« цель обучения –научить жить в жизни. Раньше учили своих детей жить той жизнью, которой жили их родители и учителя. которую прожили их отцы и деды. Но наши дети будут жить совсем другой жизнью, чем мы или наши предки.. нужно не только создать новое поколение педагогов-нужно создать новое поколение родителей. Без родителей, понимающих необходимость перемен, ничто не достигнет цели. Он отвечает на вопрос : «если этим не заняться сегодня, то завтра…» -Катастрофа

абсолютно в этом духе и словами Бааль Сулама пишет и Г.Уэлс «Негасимый огонь»

(у меня есть на русском. В интернете есть на английском).

.



 1.  Хирут рацон, дословно : свобода желания, но часто переводится как свобода воли (значит здесь понимаем под словом «рацон»- волю)

На русском «свобода воли» звучит как тавтология. «Воля» и «свобода» как бы одно и то же. Воля предполагает независимость в мысли, решении, действиях ради достижения желаемого.  Можно быть в неволе от косности представлений и устаревших убеждений, и они как скорлупа (клипа) окружают тебя, мешая развитию… Можно быть свободным в мысли и действиях, но не иметь воли осуществить желаемое. Можно ничего не хотеть и свободно стремиться в небытие. Можно многого хотеть, но быть безвольным… Желание  (рацон, сила жизни, исходящая из бесконечности) как бы не существует пока не одето в желаемое . Потребность(хисарон) не считается истинной,  если нет страдания от отсутствия того что требуется.

Хочу--обязан--должен--могу ,  «воля» как бы  включает все эти понятия.

Свобода  (хофеш)- это только возможность освободиться от рамок времени и места (миров БИЯ),.

Свободная воля - хирут - это уже  достижение состояния мира Ацилут )

О свободе выбора - бхира хофшит - можно говорить если в человеке возникает стремление к следующему этапу развития , т.е.  ему предоставляется возможность использовать волю (издамнут бхира) в желаемом направлении.

Бхира хофшит--   тоже переводится как «свобода воли». Дословно « выбор независимый», выбор в условиях отпуска( хофеш) от необходимости. Т.е. был обязан пройти некие этапы развития,  наз. авдут, катнут и т.д., а теперь есть мохин,  и хочешь жить не просто выполняя волю высшего, а из чувства любви, сотворчества, игры

 Хирут - свобода,  вольность. Хаг хирут-  песах- мохин йехида .

(Харут- харат :вложена в создание, в нивра, программа роста ( харут в Лухот) ….Хирут- возможность вывести в действие, умение пользоваться  средством достижения души - масах хирик.

Хофеш бхира -   свобода выбора есть или нет? Как ты можешь не жить, если тебе задано Творцом «выбрать жизнь».. Но есть упрямство вместо воли и упорства:  упрямство эгоизма, лень , тоска и уныние,   неволя в самом себе-  нежелание осуществить свою возможность стать АДАМ. «Рашаим в жизни называются мертвецами ( себялюбие не даёт человеку ощутить связь с источником жизни, любовь к единству, жизнь)

Дрор--  ципор дрор-вольная птица, (был в неволе- выпорхнул из клетки): Мордехай Йеуди: мар-дрор.

Бхира хофшитсвободный выбор. Выбор свободы?. (Бахар- хавер- барах , отпустить себя от  указания «выбрать жизнь», а выбрать отпуск от жизни (хофеш ми бхира), отпуск от труда завершения Творения.

 Хирут-- достижение состояния свободы от необходимости ( от вложенного в нас стремления к наслаждению в виде  сохранения себя как отдельной сущности) и научение новому виду наслаждения от чувства единства , цельности, соучастия)

Свобода выбрать качество и высоту ожидаемого наслаждения и употребить данную силу жизни на достижение желаемого.

«Воля»   часто переводитсяс русского на иврит как   «рацон» - «ми рацоно тов»,  по доброй воле.

Рацон Высшего переводят как «Воля» решение, замысел, намерение

Воля, рацон высшего, для нижнего, выходящего из воли высшего-  это уже обязанность, необходимость. закон. Нижний хочет вырваться , освободиться от  причинно следственных связей…. Но чтобы  стать свободным и живым,   надо изучать и знать  законы управления, усиливать значимость цели творения в твоих глазах,  действовать стем чтобы получить новую природу, как у Творца.  

Коах рацон-  сила воли, в переводе на русский, или сила желания. На иврите нет отдельного слова обозначающего  волю-как силу принимать и выполнять решение: свобода принимать решение, слово «воля» противоположность «неволя»,закабаленность,подвластность.

Воля-  моё решение, ми даати. Сила воли- способность осуществить намерение. Это уже ближе к понятию масах-сила ограничения ( икув и шлита) ради достижения желаемой свободы

«Воля» - как власть моя над собой. «Неволя»- когда мною руководит не моё решение, а мои привычки, моя лень , отсутствие уверенности- Имуна- в достижении желаемого. Сломлен в неволе- когда не можешь представить свободу и клетка становится реальностью. А в теилим сказано: «сломана клетка и птица высвободилась…»